Север Крайний – СУДЬБА МОЯ

Опубликовано Сергей -

1Желание и молодость позвали

Думал ли молодой парень, родившийся на границе Алтайского края и Восточного Казахстана, в местах, ослепляющих своей красотой, что в двадцать с небольшим лет он окажется среди снежной тайги и придётся ему испытать на себе шестидесятиградусные морозы?

- У нас актированные дни были только у вертолётов, – смеётся герой моего рассказа Владимир ШИНЕЛЁВ, – они ведь летают до минус пятидесяти, а если машину пилоты не заводят, значит температура ещё ниже.

В детстве, когда отец уезжал заготавливать лес на всю зиму, Володя оставался за старшего, помогал маме на подворье с коровой, курами и другими домашними животными, возился с сестрой. 

После армии Владимир Викторович вернулся в родное село, устроился на работу, а тут друг приехал в отпуск с Северов. Вот когда Володя по-хорошему позавидовал приятелю: свободный, при денежке, да ещё времена такие были, что в СССР северная романтика была в почёте. Ух как загорелся парень желанием также жить и зарабатывать. Быстро закончил курсы при заводе, получил удостоверение бурильщика и айда в дорогу. Друг жил в Газ-Сале, туда и отправился мой герой. Но, как говорится, мы предполагаем, а судьба располагает. В общем остановился Володя в Тюменской гостинице переночевать и познакомился с северянином. «Куда, – говорит, — ты едешь, кто тебя пустит без вызова? В тех краях только один посёлок открытый – Красноселькуп. Там как раз нефтегазовая экспедиция набирает работников, там точно устроишься».

- Приземлился, когда уже смеркалось. Добрые люди подсказали, где общежитие, пошёл проситься на ночлег. Комендант Людмила Богданова проводила в вагон-городок, где можно было переночевать. Вот тут-то я пережил свою первую морозную ночь. Холод был жуткий.  Приехал с Алтая налегке – в туфлях и куртке. Утром бегом на окраину посёлка – в экспедицию. Подвели к начальнику, а он первым делом отвёл меня на склад и тут же экипировал тёплой одеждой. Выдали обувь и шапку, которую почему-то все называли «мамоновкой». В общем, согрелся. Она до сих пор у меня в качестве раритета.

Первое время, пока на буровой обустраивали бытовые условия, Владимир Викторович работал на подхвате: вместе с остальными товарищами по работе расчищали дорогу, выполняли другие поручения. Ждали, когда на участке, где будет проходить бурение, будут созданы условия для жизни. Он до сих пор вспоминает с благодарностью людей, которые трудились в разных службах. Это были механизаторы, монтажники, строители, пилоты. Говорит, что первым делом, чтобы полноценно трудиться, нужно было создать бытовые условия.

Почувствовать сполна дыхание Севера

И вот она первая смена! На дворе середина декабря, холод, а Володя в качестве помощника бурильщика первый раз участвует в технологическом процессе.

- Ничего, через недельку уже освоился, втянулся, – вновь улыбается мой собеседник, – а потом дни потекли чередой: по молодости-то и трудности не так воспринимаются. Работали четыре вахты в одной бригаде. Бригадирами были бурильщики Николай Малашенко, Виктор Блощинский, Камиль Бикбулатов, я работал в бригаде Бориса Чемского.

Три вахты — на буровой, одна — на выходных — и вот такая круговерть.

На четыре койки в балке восемь проживающих. Один уходит на смену, другой занимает его место, чтобы отдохнуть. Уставали, конечно, поэтому только до подушки — и проваливаешься в сон! А вот с чем проблем не было, так это с питанием. Всегда были сладости, сгущёнка, чай кипятили в банке. Работали девять дней, а потом три в посёлке отдыхали.

Когда Владимир приехал в первый раз в отпуск, угостил многих друзей, гордился собой и был очень доволен. А что? Заработал, имел право! Но нужно было возвращаться обратно.

- Моя первая буровая под номером Р–301 располагалась недалеко от старой Часельки, – продолжает Владимир Викторович.

Сколько их будет ещё потом! Вместе мы насчитали более пятнадцати, но свою первую он не забудет никогда! Именно там в конце декабря они забурили скважину, там же, на вахте, встретил Новый год. Добирались до места как вертолётами, так и самолётами: расчищали снег на Тазу, накатывали полосу. А было дело, что бурили недалеко от Красноселькупа – нужно было горючее для посёлка. Две попытки не увенчались успехом. Власти нашли другой выход.

Интересуюсь, сколько в сутки проходит бур, Владимир Викторович терпеливо, на пальцах объясняет, как осуществляется технологический процесс. Рассказывает, что бывает и 400 метров, а если доходят до твёрдых слоёв, то бывает и 40, и 30 метров, и даже 20.

Шесть лет отдал бурению Владимир Шинелёв, а потом в один прекрасный момент встретил в посёлке свою любовь. Валентина тогда уже воспитывала двух маленьких девчонок. Не побоялся, взял в жёны и девочек воспитывал как своих дочерей. Позже родилась общая дочь. К тому времени Владимир перевёлся на другую работу – не дело вдалеке от семьи по вахтам мотаться: устроился в посёлке в экспедицию, а когда предприятие приказало долго жить, ушёл в строители. Девчонок замуж выдал, с внуками возиться, а старшего уже и с армии встретил.

Он всегда старался обеспечить семью, если бы не этот проклятый обвал, который в девяностых лишил многих россиян почти всех накоплений.

- Какие мы планы строили, думал машину купить, там бы ещё не на одну, кстати, сказать, хватило бы. Когда произошло обесценивание, денег хватило только на морозильную камеру, – вновь улыбается мой герой.

Он вообще очень жизнерадостный человек, любит животных, о чём ярко свидетельствуют многочисленные фотографии с котом и любимой собакой. Никакие сложности не смогут сломить человека, который стоял у истоков Красноселькупской геологии и познал, что такое работа на буровой. Конечно, никогда не забудет своих товарищей: механизаторов Виктора Степанова, Василия Бабича, Владимира Кабанова, а также монтажников Илью Бородулина, Андрея Машкова, Валерия Шарикова, Фёдора Куцурова и всех, кто был причастен к развитию и процветанию нашего района, а значит и нашей комфортной жизни.

 

 

Автор статьи: Наталья Матяш

03.04.2020г.



Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!