Мастерица.

Опубликовано Сергей -

1Зинаиду Киселёву представлять совсем не надо. В Красноселькупе она – человек известный. Зинаида Яхочивна давно заслужила уважение и доверие односельчан. Долгое время работала в почтовом отделении райцентра и даже одно время там возглавляла трудовой коллектив.

Она признаётся: «На почте получила хорошую жизненную и трудовую школу. Научилась полностью отдавать себя любимому делу».                              

Душой она всегда «болела» за родную почту, а значит, за нас с вами, чтоб всем жителям глубинки были доступны услуги почтовой связи.                                     

А не так давно Зинаиде представилась возможность попробовать себя в другом, не менее интересном деле. И она решила не упускать её. Отозвалась на приглашение и уже два года трудится методистом ДПИ в районном доме ремёсел, выполняет трудоёмкую работу мастера по пошиву национальной ненецкой одежды. На моё замечание, дескать, такой резкий поворот в трудовой биографии, Киселёва отвечает:

- Новое дело всегда интересно. Да и, собственно, как и все мои соплеменницы, я в этом деле далеко не новичок. Тем более, всё из детства идёт. Девочки в ненецких семьях рукодельничать начинают очень рано. Лет с трёх-четырёх я уже иголку в руках держала, конечно, под присмотром мамы, нарезала ножницами лоскутки сукна, кусочки меха.

О родительской семье у моей героини самые нежные и тёплые воспоминания: родителей, родной чум, близкое окружение никто и ничто не заменит в жизни, уверена Зинаида. Только из родной семьи мы берём в долгую жизненную дорогу всё самое лучшее и доброе. Семья Тогой кочевала в Тазовской тундре: отец – отличный промысловик, рыбак-охотник, мама – добрая хозяйка, заботливая хранительница очага и умелая мастерица. Там, в Тазовской тундре, начинается настоящая Арктика.

– Тепло в наших широтах – на вес золота, ­— говорит Зинаида Яхочивна, — но мы никогда не мёрзли. Одежду зимой носили добротную, сшитую мамиными руками. Теплей ничего на свете, кажется, и нет. Одежда шилась разная: для выездов в посёлок, в гости в другое стойбище – нарядная, яркая, расшитая пёстрым узором, для долгих касланий – тёплые, тяжёлые малицы, а сверху ещё и меховые «гуси». Это я уже сейчас задумываюсь: как мама успевала к каждой зиме обшивать всю нашу семью — кроме меня в семье было два брата, отец. Ведь прежде чем шить, весь материал нужно собрать, обработать – выделать, скроить и сметать. А ещё и украсить. Ещё в осеннюю пору зимние бокари (новые) обязательно специальным образом коптили, чтоб обеспечить водонепроницаемость их.

Незаметно пролетели школьные годы. Вступление во взрослую жизнь прошло без особых тревог и волнений, ведь в родительском чуме и школе-интернате Антипаюты Зина получила все необходимые в жизни навыки и умения.

– В школьные годы, я хоть и скучала поначалу по родителям и родному чуму, но мне нравилось жить в интернате, где было много друзей, много замечательных воспитателей и учителей. На весь учебный год интернат становился для нас вторым домом. И сейчас вспоминается только хорошее и доброе. Нас воспитывали правильно. Сейчас на счёт воспитания в северных интернатах «гуляют» разные мнения, я с уверенностью могу сказать: раньше система работала достаточно эффективно и с пользой для каждого ребёнка. Может быть, и были издержки. Но по сравнению с тем, с каким багажом знаний и навыков для самостоятельной жизни мы выходили из стен школы-интерната, эти самые издержки – просто не ощущались. Да, с нас требовали хорошую успеваемость, прилежание, достойное поведение. Но разве это плохо? Мы с утра до вечера были заняты: учебными занятиями, кружками и секциями, чтением и многим другим. А разве кто из нас пострадал от этого?

1– На почте, можно сказать, я закалилась, – продолжает Зинаида Яхочивна, – там выработала многие полезные привычки, научилась дело своё ставить во главу всего. Всегда хотелось всё выполнять без «сучка и задоринки». Коллектив в почтовом отделении во все годы подбирался крепкий, работоспособный. Зато, когда в дом ремёсел пригласили – изволновалась! Просто слов нет! Я думала много, прикидывала свои возможности: да, шить-кроить умею, вкус есть, да и фантазия не подводит. А тут же надо выставки готовить, представлять своё творчество, а ещё и детям свои навыки передавать, учить их в рамках кружковой деятельности. Стала набирать материал. Разный: методический, учебный, эскизы рисовать, проекты готовить. С коллективом сладилось хорошо. Потому что мы, мастера, люди творческие и мыслим в одном направлении. Дух соревновательный не так страшен. Чувствую, что коллеги всегда готовы поддержать, в чём-то помочь. Недавно выполнила коллекцию детской верхней одежды на мальчика и девочку из сукна. В начале у меня всё шитьё на машинке выполнялось — из сукна, кожи и меха искусственных. Но сейчас поняла: изделия нужно изготавливать из настоящего материала и шить надо по-настоящему. Возвращать технологии и методы наших предков. Вернуть полностью аутентичность. Я на сегодня такую задачу перед собой ставлю.

 

Автор статьи Майма Салиндер.

17.01.2020г.



Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!