Особая закалка.

Опубликовано Сергей -

1Судьба семьи связана со временем, сквозь которое она протекала. Черногузовым на себе испытать пришлось много перемен страны. Старшее поколение попало под колёса коллективизации, когда крепких хозяйственников, умеющих и любящих труд, берегущих копеечку, признали кулаками. Раскулачили, забрали всё добро, да ещё и сослали на проживание в другую местность. Обосновались Черногузовы в Прикамье, здесь в 1934 году появился на свет младшенький сынишка Александр.

Эх и вольготное это было довоенное детство. Вроде и жили не в богатстве, да вся деревня как одна семья – дружно работали и весело отдыхали. Ребятня постоянно на улице – сами себя играми и забавами занимали, пока взрослые в поле и на ферме. Вечером ватага подростков рассыпалась по домам – пора помогать по хозяйству. Тогда прививалось два главных постулата в воспитании – честный труд и уважение к старшим. Именно то поколение с твёрдым идеологическим фундаментом, духом коллективизма потом поднимали разрушенную страну в послевоенное время. Сашка как раз из таких – самостоятельным, смышлёным, трудолюбивым мальчишкой рос. Особую закалку его характеру дала война.

Великая Отечественная началась в год, когда Саша Черногузов должен был пойти в школу. Только школу ему пришлось пройти иную – школу жизни дорогой испытаний. Уже в 1941 году в Пермскую область (в годы ВОВ Молотовскую область) стали приходить эшелоны с эвакуированными, показав ужасы и боль войны. Деревенский ритм размеренного существования закончился. Мужчины собрались на призывном пункте. Александр Иванович хорошо помнит, как мужики небольшими группами с обозом, а то и пешим ходом, отправлялись в район, где формировался состав на фронт, а заплаканные женщины и дети оставались на хозяйстве. Работы стало в разы больше, а сил у людей – всё меньше. Наступили голодные времена.

- Дедушка вспоминал, что это была не жизнь, а существование, — рассказывает правнучка Алёна Владиславовна Карсавина. – Питались в основном картошкой или запаривали жмых да овёс. Труднее становилось весной, когда скудные запасы заканчивались, поэтому с нетерпением ждали лета, когда ягоды и грибы пойдут. «Найдёшь сухую корочку хлеба и радуешься словно печенью» — говорит дед.

Деревня располагалась на реке и мальчишки частенько бегали на рыбалку, рыба порой и спасала от голода. А вот от холода спастись было трудней. Одежонка на детях была плохонькая: самая распространённая одежда у мальчишек – сатиновые шаровары и холщовые самотканые рубахи, у девчонок – перешитые со взрослой одежды платья.

- Самые тяжелые дни были, когда в деревню приходили похоронки, — рассказывает Александр Черногузов, — все знали – в тот дом пришла беда. Ещё тише становилось в селении. Плакали все бабы, ведь кого-то уже такая участь затронула, другие молились за своих фронтовиков. Вспоминаешь сейчас и не верится, что всё это было на самом деле. Откуда у народа силы брались пережить?

Отец Саши – Иван Черногузов – вдоволь хлебнул военной жизни: воевал, был в плену, домой вернулся в 1946 году. Но и послевоенное время далось ему непросто, о чём не хотелось никогда вспоминать.

Вообще память о днях войны у очевидцев осталась самой жгучей, самой болезненной. Детские души были изранены и обожжены, они видели ужасы войны незащищенным взглядом. А когда пришло известие об окончании войны, все плакали от радости, что, наконец-то, наступил конец мучений, лишений и душевных тревог. Не верилось, что страшное время ушло в прошлое, и можно мечтать о будущем.

С опозданием из-за войны Саша закончил пять классов школы. Сразу пошел работать в колхоз. Чтобы получить полное образование, поступил в вечёрку, где уже и выдали аттестат о восьмилетнем образовании. На то время – это приличный уровень грамотности. А потом – служба в Армии. Служил в Ленинградской области в войсках ПВО, на военном аэродроме. Три года достойно носил военную форму. Кстати, здесь неожиданно проявился творческий талант Александра Ивановича. Он настолько хорошо самостоятельно освоил игру на баяне, что молодого солдата взяли даже в военный ансамбль. Этот музыкальный инструмент всегда с ним шел по жизни. Особо пригодился, когда работал заведующим клуба – да, и такая страничка есть в его трудовой биографии. По комсомольской линии многие ребята занимались общественной и просветительской работой.

А вообще Александр Иванович — мастер на все руки. Он настоящий труженик, который никогда не боялся тяжелой работы. Это он на современное время сетует, что ценности духовные поменялись, интересы в жизни людей стали меркантильные, трудиться руками разучились. 

 Он работал электриком, механиком, завхозом. Большая часть его профессионального пути связана с Шумским сплав­участком поселка Усть-Весляна Гайнского района. Общий стаж ветерана труда составляет 43 года.

Его постоянство и основательность прослеживаются во всём. В свою жену влюбился с первого взгляда, так друзьям и сказал: «Женюсь! Больше никто не нужен». А ведь так и случилось. С супругой Александрой Афанасьевной они прожили 53 года. Вырастили сына Юрия. Сейчас у Черногузова растут уже две праправнучки Женечка и Катюша. Судьба привела его на Север – некоторое время жил в Ратте, теперь его дом в Красноселькупской Тольке. Окружили заботой пенсионера родственники, молодёжь постоянно к деду забегает. А он держится, крепится:

- Возраст ерунда, вон старики как держатся... И мне не впору жаловаться… Главное болезням не сдаваться… Ничего, и не такое победили…

Окидываешь в мыслях пройденный путь наших ветеранов труда, детей войны и очередной раз восхищаешься их мужеству и стойкости. Они сделали реальностью наше будущее.

 

 

Автор статьи: Ирина Астафьева.

29.05.2020г.



Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!