Прокуратура Ямало-Ненецкого автономного округа сообщает...

По искам прокурора Приуральского района и Надымского городского прокурора, местные администрации компенсируют несовершеннолетним моральный вред, причиненный укусами безнадзорных животных.

Органами прокуратуры автономного округа продолжается работа по судебной защите прав несовершеннолетних на получение компенсации морального вреда, причиненного укусами безнадзорных животных. Так,прокуратурой Приуральского района и Надымской городской прокуратурой проведены проверки по обращениям жителей муниципальных образований о причинении вреда здоровью их детям. Установлено, чтов Приуральскоми Надымском районах 2 ребенка пострадали от укусов бездомных, бродячих собак. В результате укусов животных, дети получили телесные повреждения и проходили амбулаторное лечение в учреждениях здравоохранения. Также они были вынуждены пройти  курс вакцинации и уколов от бешенства. Обязанность по отлову безнадзорных животных, в силу закона, возложена на органы местного самоуправления, которые данные полномочия не выполнили. Учитывая, что несовершеннолетним причинены не только физические, но и нравственные страдания, прокуроры указанных муниципальных образований обратились в суд с исковыми заявлениями о взыскании с местных администраций компенсации морального вреда в пользу каждого ребенка. Приуральский районный суд и Надымский городской суд вынесли решения об удовлетворении требований прокуроров, взыскав в пользу пострадавшего несовершеннолетнегов Приуральскомрайоне, с учетом фактически понесенных нравственных страданий, компенсацию  морального вреда в размере 35 000 рублей  и 5 000 в пользу ребенка, пострадавшего в Надымском районе. Между тем, Администрациис. Аксарковскоеи Надымского районов, не согласившись с решениями суда первой инстанции, и с целью затягивания их исполнения, обжаловали состоявшиеся судебные акты в апелляционном порядке. Судебной коллегией по гражданским делам суда автономного округа 20.09.2018 апелляционная жалобаАдминистрации Надымского района оставлена без удовлетворения, решение Надымского городского суда - без изменения. Рассмотрев гражданское дело по иску прокуратуры Приуральского района по правилам производства в суде первой инстанции, судебная коллегия удовлетворила исковое заявление прокурора и взыскала с Администрации с. Аксарковское в пользу пострадавшего несовершеннолетнего компенсацию  морального вреда в размере 35 000 рублей. Судебные акты вступили в законную силу. Исполнение судебных решений о выплатах несовершеннолетним денежной компенсации понесенных ими моральных страданий, находится на контроле прокуроровсоответствующих муниципальных образований. В связи с ненадлежащей организацией деятельности органов местного самоуправления по отлову безнадзорных животных, органами полиции материалы проверокпо фактам причинения телесных повреждений несовершеннолетним бродячими собакаминаправлены в следственные отделы СУСК РФ по ЯНАО в Приуральском районе и г. Надыме для проведения процессуальных проверокв виду наличия признаков халатности должностных лиц местных органов власти, а именно по ст. 293 УК РФ. В настоящее время окончательные процессуальные решения по материалам проверок правоохранительным органом не приняты.

 

По иску прокурора, контракт о наделении индивидуального предпринимателя статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела признан незаконным.

Прокуратурой Приуральского района во исполнение задания прокуратуры ЯНАО проведена проверка исполнения Администрацией МО п. Харп требований законодательства о погребении и похоронном деле. Установлено, что в нарушение требований Федеральных законов от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в декабре 2017 года администрацией МО п. Харп проведен открытый конкурс по отбору  хозяйствующего субъекта на право оказания услуг по погребению и получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела. По результатам проведенного конкурса 15.12.2017 между Администрацией и индивидуальным предпринимателем был заключен муниципальный контракт. Однако, в силу действующего законодательства органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела хозяйствующим субъектам путем заключения контракта (договора), на них возложена обязанность по созданию специализированных служб. Заключение муниципального контракта с индивидуальным предпринимателем и передача ему функций специализированной службы не является созданием муниципального учреждения или предприятия и противоречит ст. 25, 29 Закона о погребении и похоронном деле. В связи с выявленными нарушениями, прокурором Приурального района в адрес Главы муниципального образования п. Харп внесено представление с требованием об устранении нарушений. Отказывая в удовлетворении представления, глава муниципального образования указал на нецелесообразность создания специализированной службы в поселке. Заместитель прокурора автономного округа обратился в Арбитражный суд ЯНАО с исковым заявлением о признании недействительным (ничтожным) муниципального контракта на оказание услуг по вопросам похоронного дела на территории МО п. Харп, заключенного между администрацией и индивидуальным предпринимателем, как противоречащего федеральному законодательству. Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.06.2018 в удовлетворении исковых требованиях отказано. Отказывая в удовлетворении исковых требований судом первой инстанции сделаны выводы о том, что у прокурора отсутствовали основания обращения в суд с настоящим иском, а также о наличии у органов местного самоуправления прав присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям по своему усмотрению. Суд не учел, что в силу Закона о прокуратуре Российской Федерации при обращении в суд с иском о признании сделок недействительными интерес прокуратуры заключается в неукоснительном соблюдении органами местного самоуправления требований действующего законодательства. Вывод о возможности заключения ответчиками оспариваемой сделки основан судом на неверном толковании норм материального права. Восьмой арбитражный апелляционный суд согласился с доводами апелляционной жалобы прокуратуры округа о нарушении судом норм материального права при вынесении судебного акта и накануне отменил незаконное решение, удовлетворив исковое заявление в полном объеме.

 

По исковым заявлениям прокурора, Администрация Пуровского района выплатит несовершеннолетним компенсацию морального вреда в связи с укусом безнадзорными животными.

Органами прокуратуры автономного округа продолжается работа по судебной защите прав несовершеннолетних на получение компенсации морального вреда, причиненного укусами безнадзорных животных. Прокуратурой Пуровского района по обращениям местных жителей проведена проверка по факту нарушения прав их детей, в ходе которой установлено, что в декабре 2017 года и в июне 2018 года несовершеннолетние подверглись нападению безнадзорных собак. В результате укусов дети получили телесные повреждения, кроме того подверглись эмоциональному стрессу, испытали физическую боль, им была оказана антирабическая помощь, систематически производились перевязки, назначен курс вакцинации. Обязанность по отлову безнадзорных животных, в силу закона, возложена на органы местного самоуправления, которые данные полномочия не выполнили. Учитывая, что подросткам были причинены не только физические, но и нравственные страдания, прокурор Пуровского района обратился в суд с исковыми заявлениями о взыскании с Администрации района компенсации морального вреда в пользу детей. Пуровский районный суд требования прокурора удовлетворил, взыскав в пользу каждого ребенка с учетом понесенных нравственных и физических страданий по 5 тыс. руб. Между тем, Администрация Пуровского района, не согласившись с решениями суда первой инстанции, с целью затягивания сроков их исполнения, обжаловала судебные акты в апелляционном порядке. Накануне, судебной коллегией по гражданским делам суда ЯНАО апелляционные жалобы органа местного самоуправления оставлены без удовлетворения, судебные решения без изменения. Исполнение вступивших в законную силу судебных актов находится на контроле прокуратуры Пуровского района. В текущем году, учитывая особую социальную значимость вопросов защиты прав несовершеннолетних подвергшихся нападениям безнадзорных животных, прокурорами городов и районов в суды предъявлено 39 исковых заявлений о взыскании в пользу детей компенсации морального вреда на сумму более 1 600 тыс. руб., из них рассмотрен и удовлетворен 31 иск, в пользу несовершеннолетних взыскано более 900 тыс. руб., а фактически выплачено 300 тыс. руб. Все прокуроры ориентированы на своевременное и фактическое исполнение вступивших в законную силу судебных решений. Между тем, несмотря на необходимость принятия незамедлительных мер к обеспечению безопасности проживающих в муниципальных образованиях граждан и восстановления нарушенных прав несовершеннолетних, Администрациями Надымского района, с. Аксарка Приуральского района, с. Красноселькуп и с. Мужи Шурышкарского района, судебные решения о взыскании компенсаций в интересах детей обжалованы в суд Ямало-Ненецкого автономного округа. Все апелляционные жалобы ответчиков рассмотрены судом автономного округа и их доводы отклонены. Надзорная деятельность органов прокуратуры автономного округа в рассматриваемой сфере продолжается.

 

По иску прокурора, суд обязал Администрацию Приуральского района провести оценку  технического состояния автомобильных дорог.

Прокуратурой Приуральского района по поручению прокуратуры автономного округа проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности органов местного самоуправления района.Действующим законодательством предусмотрено, что оценка технического состояния автомобильных дорог местного значения должна проводиться органами местного самоуправления не реже одного раза в год. Оценка технического состояния дорог заключается в установлении комплекса характеристик технического уровня автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги, полученного на основании результатов деятельности по обследованию, сбору и анализу информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования автомобильной дороги, о наличии повреждений ее элементов и причин их появления, о характеристиках транспортных потоков, а также о соответствии дорог требованиям технических регламентов. Между тем, Администрацией Приуральского района в 2017 и 2018 указанные мероприятия проведены не были. По факту выявленных нарушений, прокурором в адрес органа местного самоуправления внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, при этом, нарушения в полном объеме устранены не были. В этой связи, прокурор района обратился в суд с иском о возложении на Администрацию Приуральского района обязанности провести оценку технического состояния автомобильных дорого местного значения в границах муниципального образования. Суд первой инстанции удовлетворил требования прокурора в полном объеме, установив срок для выполнения мероприятий – 31 октября 2018 года. Не согласившись с вынесенным решением, Администрация Приуральского района обжаловала его в вышестоящий суд. В апелляционной жалобе ответчик оспаривал наличие бездействия в части исполнения требований закона, а также представил доказательства о частичном устранении нарушений. Накануне судебная коллегия по гражданским делам суда ЯНАО оставила решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу ответчика без удовлетворения. На сегодняшний день в рамках заключенного Администрацией района 21.08.2018 муниципального контракта подрядная организация приступила к обследованию  имеющихся на территории района автомобильных дорог.

 

Работодатель при сокращении вправе не предлагать должности, которые сохранены за отсутствующими работниками.

В Конституционный Суд Российской Федерации обратилась Гурская М.А., которая в своей жалобе оспаривает конституционность положений ч.3 ст. 81,  ч. 1 ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации. По мнению заявительницы, оспариваемые законоположения противоречат статьям 19 и 37 Конституции Российской Федерации, поскольку обязывают работодателя предлагать только вакантные должности и препятствуют работнику, предупрежденному о предстоящем увольнении в связи с сокращением занимаемой им должности, продолжить работу у того же работодателя на временно свободной должности до выхода на работу работника, замещающего эту должность. Изучив обстоятельства дела, Конституционный Суд РФ в Определении от 17.07.2018 № 1894-О указал, что право принимать необходимые кадровые решения в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом принадлежит работодателю, который обязан при этом обеспечить закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников, в частности, связанные с проведением мероприятий по изменению структуры, штатного расписания, численного состава работников организации. К таким гарантиям согласно ч.3 ст. 81 и ч.1 ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации относится возложенная на работодателя обязанность предложить работнику все имеющиеся у работодателя в данной местности вакантные должности, соответствующие квалификации работника, а также вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу. Вместе с тем работодатель не лишен права наряду с вакантными должностями предложить увольняемому работнику должности, сохраняемые за отсутствующими работниками в соответствии с требованиями действующего законодательства. Таким образом, раз Конституционный Суд РФ рассматривает приглашение на такие места как право, значит, не считает это обязанностью работодателя.