В рубрике «Народы Арктики» Любовь Васильева – социальный педагог Толькинской школы интернат.

Опубликовано Сергей -

Сегодня, в рамках проекта «Народы Арктики» мы вам расскажем о социальном педагоге Любови Николаевне Васильевой. Она - потомок небезызвестной фамилии Куниных, чьи предки обустроились в этом озёрном крае в начале 20 века, перебравшись из посёлка Ларьяк Ханты-Мансийского округа. В 1929 году на месте их родового поселения основали посёлок Толька.

Любовь Васильева родилась в многодетной семье. Её мама Елизавета Николаевна Кунина была работником совхозной зверофермы. Люба до школьного возраста всегда была рядом с матерью. Как и все её сверстники в 1975 году девочка пошла в 1 класс. Многодетность семьи повлияла на выбор профессии. Братьев и сестер у нашей героини было пятеро. В 1984 окончив 8 классов, она уехала в Салехард, где поступила в Педагогическое училище имени Анатолия Зверева. 

Любовь Васильева, социальный педагог МОУ ТШИ СОО – «Я самая старшая, поэтому воспитательская деятельность заинтересовала меня. На тот момент ещё не так, а вот уже со временем, когда у меня появился опыт в работе, я увидела, что дети, которые из лесу приезжают, теряют тот навык лесной. Когда я была ещё маленькой, мама со мной разговаривала на селькупском языке. Я им частично владела, понимала. Когда уже замуж вышла, язык я понимала, разговаривать же не разговаривала. Как бы получался ломаный язык. Тут я уже вижу, что дети забывают это всё. Ну и больше времени я стала уделять национальному, региональному компоненту».

В 2006 году Любовь Васильева окончила Тобольский педагогический институт имени Д.И. Менделеева. В школе-интернате она работает уже около 33 лет. Поэтому проблема исчезновения селькупского языка ей известна не понаслышке. В данное время её работа планируется так, чтобы заострить внимание детей на сохранении родного языка. Чтобы, поступив в школу интернат, они общались друг с другом на двух языках - русском и родном.  Целенаправленно на праздновании Дня оленевода, ребята участвуют в обустройстве чума, приготовлении селькупских блюд, при этом разговаривают между собой и с гостями на селькупском языке.

Любовь Васильева, социальный педагог МОУ ТШИ СОО – «Дети живут в интернате у нас, мы их приучаем. Стараемся, что бы они у нас не забыли традиции и на «День оленевода» сумели в какой-то степени себя проявить. Естественно, мы подключаем родителей. Вот папа Леры Каргачёвой – Женя Каргачёв, знаменитый «купец», который каждый год выигрывает. Вот он поставил чум».

В современном мире новых технологий культура селькупов начала отступать. Дети старшего школьного возраста не считают нужным общаться на родном языке. И сейчас главная задача педагогов школы-интерната состоит в том, чтобы привлечь, заинтересовать, найти подход к каждому ребёнку, объясняя для чего важно знать и помнить культурное наследие своего народа.

К сожалению, проблема незаметного исчезновения селькупского языка появилась ещё в далёкие 70-е годы прошлого столетия. В своё время Любовь Николаевна тоже утратила навык произношения родной речи так же, как и многие её сверстники. Теперь во многих  коренных семьях уже не общаются с детьми на селькупском языке. Эта проблема Любовь Николаевну очень беспокоит, поэтому в своей педагогической деятельности она стремиться в первую очередь привить молодому поколению селькупов желание приобщиться к культуре своего народа, чтобы они общались на родном языке.



Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!