Не прервётся связь поколений.

Опубликовано Сергей -

1Есть такая пословица: «Дерево держится корнями, а человек семьей». И ведь верно – наши семьи, их традиции, опыт – всё это наши корни, которыми мы цепляемся за жизнь, именно они не дают нам быть сметенными и унесенными в небытие жестокими ураганами проблем да невзгод. Как дерево берёт полезные соки из земли через свои корни, так и мы получаем неоценимый опыт через историю наших предков. Они прожили жизнь, впитав из нее важную науку и передав её нам, потомкам, чтобы мы окрепли и нашли своё место под солнцем. В этом убеждена и раттовская семья Карсавиных, которая очень трепетно относится к сохранению преемственности поколений.

Предисловие

– Геннадий Сергеевич, сегодня я хочу совсем о другом поговорить с вами – ни слова о работе, о политике, разговор пойдёт только о семейных ценностях, на которых зиждется наша жизнь.

– Нет, это слишком личное, моё... – услышала в ответ. Чуть было не расстроилась, ведь династия Карсавиных – это просто находка для журналиста, кладезь северной мудрости. Но через некоторое время поддался на мои уговоры, голос потеплел, и мой собеседник поделился семейной историей длиною в четверть века с небольшим. Правда, признался, что это у него второй брак – счастливый, а от первого – двое детей: дочь Кристина в Толькинской-школе-интернате работает учителем физкультуры, сын Андрей – помощник участкового в Красноселькупе. Оба с отцом поддерживают хорошие отношения, общаются, приезжают, и он у них по возможности бывает. 

История одной семьи

Знакомьтесь, Карсавины! Хотя их и так весь район знает и уважает. Он и она из многодетной семьи. Геннадий Сергеевич видел, как маме непросто и по хозяйству управится, и о девяти ребятишках позаботиться, никого не обделяя вниманием. Поэтому не планировал повторить судьбу родительницы. Зато супруга Валентина Александровна из рода Ириковых мечтала о большой семье, думала создать уютную ячейку общества наподобие той, в которой сама выросла. И у неё это получилось. В любви да согласии у Карсавиных родилось трое детей. Старшему Ивану двадцать пять лет, он служит морским пехотинцем в Хабаровском крае. У него уже второй контракт заканчивается. Солдат собирается вернуться домой, чтобы быть полезным на родной земле. Средний Александр трудится в организации «Леса Ямала», параллельно занимается предпринимательством. Женат, детки растут. Парни взрослые, самостоятельные, самодостаточные. Настоящие защитники своей семьи, страны. Именно такими быть их учил папа и во всем старался быть юношам примером. Младшая дочка Василина – пятиклассница, успешно обучается в школе, осваивает швейное мастерство, посещает секцию по спортивному туризму. Она активистка и любимица домочадцев.

Увлечение – одно на всех

1Есть у семьи и объединяющее хобби – рыбалка. Этим ремеслом селькупы ещё издревле занимались и Карсавины продолжают славное дело предков. В том, что даже женщины в исконном занятии ничуть не уступают сильному полу, я убедилась в прошлом году, когда узнала о результатах соревнований на Дне рыбака. Валентина Александровна за каких-то полтора часа шесть килограммов рыбы добыла и заслуженно заняла первое место на пьедестале почёта. Её младшенькая дочурка тоже не отстаёт: буквально месяц назад в сельском рыболовном конкурсе тоже победила с трофеем в два с половиной килограмма. Вот какие молодцы, умеют же удачу схватить за хвост. Их уже можно смело на окружной турнир выдвигать!

– Как только свободное время выпадает, отправляемся на местные водоёмы, – признаётся Геннадий Сергеевич. – Лучший отдых для нас – посидеть у озера с удочкой, особенно нравится подлёдный лов. А на охоту удаётся совсем редко выезжать, но на гусей, уток выделю всё равно денёк, путёвки уже куплены. Да и на стойбище сына тоже редко попадаем – некогда.

Раньше Геннадий Карсавин был знатным охотником. В его трофейной коллекции собраны все охотживотные, которые водятся в Красноселькупском районе. Причём имея богатый промысловый опыт, ни разу не нарушал установленные правила. Сам не переступал закон и другим не позволял. Поэтому три года назад, когда был председателем семейно-родовой общины «ХЭНДЫЯ», Карсавин удостоен государственной награды – медали «За борьбу с браконьерством».

Ностальгия

– До школы жили на угодье, а потом переехали в село, – вспоминает глава семейства. – В школьном возрасте рос под крылом матери в Тольке, а после армии, когда уже купил своих оленей и обзавёлся семьёй, переехал на стойбище поближе к отцу, который всю жизнь трудился в тайге, пас совхозное оленье стадо. Слыли родители людьми хлебосольными. У каждого из братьев и сестёр всегда было много друзей и все к нам приходили. Да и, приезжая из леса в посёлок, вся родня у нас останавливалась. Помнится, дом вечно полнился гостями. С тех пор эта традиция для меня одна из главных. Сегодня мы также редко бываем одни.

И такая открытая нараспашку жизнь Карсавиных ничуть не напрягает. В этой дружной семье каждому рады, здесь чтут национальные традиции и культуру, веками сложенные селькупским этносом.

– Меня всегда тянуло в тайгу. С детства охотился и рыбачил, – делится мой собеседник. – Работал в заповеднике, потом в совхозе был рыбодобытчиком – все профессии связаны с природой.

Геннадий Сергеевич с ностальгией говорит о проведённых годах в лесу, вдали от благ цивилизации, когда жили в гармонии с окружающей средой. Встретив свою половинку в Ратте, Геннадий Карсавин увёз её в таёжные дебри. Не удержалась, спросила Валентину Александровну, как же тогда заманил раттовскую девушку в такую глушь. «Полюбила, а, как известно, за милым хоть на край света пойдёшь...», – улыбается женщина и продолжает, как бы объясняя, – Сырнок назывались наши «владения». Супруг работал, я же, по дому хлопоча, встречала любимого вкусными блюдами и обязательно подавала к столу селькупские лепёшки. Иногда одежду традиционную шила, правда, не так часто. Мне больше нравилось готовить, буквально все рецепты селькупской кухни перепробовала из мяса, рыбы, птицы. Наверное, поэтому сегодня я повар в школе-интернате. Теперь и дочке передаю свой кулинарный талант. Сейчас вместе с Василиной ставим тесто на хлеб, печём пирожки с разными начинками.

До рождения деток, когда оставалась одна, неуютность ощущалась, от каждого шороха вздрагивала. Трудновато привыкала к лесной, в какой-то степени отшельнической жизни. Со временем переборола страх. Да и звери нас особо не беспокоили. Мы жгли костры, чтоб хищников отпугивать, да заодно оленей защитить. А уж с появлением детишек с головой в заботы погрузилась, уж не думала ни о чем, кроме как о безопасности и благополучии малышей. Дни шли размеренно и тихо. С малых лет мальчишек учили хитростям рыболовства, управлять оленьей упряжкой, охотиться. Детишки практически не болели. В лесу ведь воздух чист, негде инфекцию подхватить. А если чуть простывали, я тут же чай с чагой заваривала да морс приготавливала и мигом природные дары исцеляли. Всему научил лес. Пожалуй, нет такой работы на стойбище, с которой я бы не справилась. А ещё – сделал нас выносливыми. Впрочем, с таким мужчиной, как мой Геннадий, нигде не пропадёшь. За ним словно за каменной стеной.  Он и сегодня в семье главный, на него в любой ситуации можно положиться. Скажете, если столько лет живём, значит, всё у нас гладко. Всякое бывает. Без ссор, конечно, не обходится, но сумели сквозь житейские бури перенести нежные чувства. Универсальных рецептов семейного счастья нет, нужно просто уважать друг друга, ценить и беречь нажитый годами опыт. Огонёк любви в сердце супругов не погаснет, если его постоянно раздувать: сами его поддерживаем, а теперь дети да внуки вдобавок подбрасывают уголёчки своего тепла, чтоб семейный очаг горел сильнее и ярче, невзирая на наш возраст.»

Возвращение к истокам!

1Геннадий Сергеевич ещё в молодости поставил добротную избу и промышлял на верховьях реки Таз на границе с Красноярским краем в местах заселения народа «кеты». Штатным охотником проработал девять лет и ещё десять лесником. Постепенно поднялся по карьерной лестнице до руководителя села, и в этом его собственная заслуга. Глава Ратты своим трудолюбием завоевал авторитет и уважение односельчан.

«– Дети наши выросли тоже в лесу, как и сами», – сказал в заключение многодетный отец. – Я работал, пропадая целыми днями на промысле, а на Валентине были все домашние дела. Никогда на тяжёлую долю не жаловалась – стремилась быть образцовой хозяйкой. Бурана тогда и в помине не было – везде только на оленьих упряжках передвигались. Но трудности не утомляли – они закалили нас. Так и жили. А когда пришла пора ребятишкам в школу идти, они с мамой перебрались в посёлок, а я ещё некоторое время один оставался. Оленей же не бросишь. Тогда у меня ещё солидное стадо паслось на просторах Селькупии – около сотни голов. Теперь мы почти все сельские жители, но частичка души на угодьях осталась. Поэтому я мечтаю с выходом на заслуженный отдых вновь вернуться в родную среду обитания, где так свободно дышит человек... Моё ремесло не кануло в лету, оно передано в надёжные руки сына Саши, который сейчас поддерживает самобытные обычаи селькупского народа и сохраняет «оленное богатство» отца.

Время быстротечно. Промчатся вереницы рабочих лет, и Геннадий Сергеевич соберёт всю свою большую семью, несколько поколений вместе на родовой территории. Вокруг тишина и спокойствие, топится изба, рядом олени щиплют травку... И это не сюрреалистичная картина, а жизнь коренных северян, рождённая красотой мест и стойкостью характера селькупской народности. Да будет так, как завещали предки! Но это будет уже другая интересная и содержательная история!

 

Автор статьи: Надежда Лушкина.

17.05.2019г.



Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!