Пробудить интерес – передать язык.

Опубликовано Сергей -

1Карсавина Зоя Владимировна – учитель начальных классов и селькупского языка Раттовской школы-интерната им. С.И. Ирикова – человек в районе известный и уважаемый. Она – одна из тех, кто много усилий прикладывает к тому, чтобы дети не забывали родной язык, говорили на нём.    

Свою педагогическую деятельность Зоя Владимировна направляет на формирование личности, любящей свой родной язык и литературу, традиции и обычаи своего народа, а также знающей и уважающей язык и культуру других народов, и обогащение словарного запаса, развитие связной речи на уроках родного языка и литературы. Активизация словарного запаса, развитие устной и письменной речи учащихся – одна из главных задач уроков родного языка.

– Основная идея методики – предоставление каждому ребенку на уроках наиболее полных возможностей для развития устной и письменной речи, последовательного и логического изложения своих мыслей, – отмечает Зоя Владимировна.                                              

Результаты работы Зои Владимировны и педагогов школы отражаются в ежегодных окружных конкурсах «Все краски Ямала», где школьники представляют на всеобщее обозрение национальные обряды, традиции, натуральные предметы обихода селькупского быта, сделанные собственноручно. Их участие совместно с ребятами школы позволяет сделать национальные праздники яркими, зрелищными. В течение 3-х лет участники конкурса «Все краски Ямала» были победителями и призёрами районных и окружных конкурсов в различных номинациях.

ИСТОКИ

Зоя родилась и выросла в дружной многодетной семье коренных жителей. Мама её, Мария Александровна Кунина, учитель по профессии, с детства прививала своим детям любовь и уважение к семье и близким, стремление быть нужным и полезным людям. Отец семейства, Владимир Ефремович, по профессии тракторист, приучал детей трудиться на родной земле. Достойное воспитание, хороший пример родителей послужил выбору дальнейшей судьбы Зои, да и других детей тоже.

– Я всегда хотела быть похожей на свою маму, в детстве, подражая ей, усаживала малышей и начинала им что-нибудь рассказывать, а научившись читать, любила вслух читать им, – вспоминает моя собеседница.

Окончив десять классов Толькинской школы-интерната, в 1987 году Зоя поступает в Салехардское педагогическое училище им. А.М. Зверева по специальности «Учитель начальных классов». Успешно окончив его, в 1991 году возвращается в родное село Ратта в качестве учителя начальных классов.

В 1992 году встретила свою судьбу, местного молодого умельца Карсавина Станислава Сергеевича, с которым вот уже
27 лет живут в счастливом браке. У Карсавиных четверо детей. Но, несмотря на семейные заботы, хлопоты по хозяйству, Зоя Владимировна продолжала совершенствовать и повышать свой профессиональный уровень. В 2011 году окончила Тобольскую социально-педагогическую академию имени Д. И. Менделеева по специальности социальный педагог. За достойное воспитание четверых детей в 2014 году награждена медалью «Материнская слава Ямала».

ПРОБУДИТЬ ИНТЕРЕС К ЯЗЫКУ

Хоть и считается Ратта нетронутым уголком, где в первозданности сохранились и бытуют национальные традиции и обычаи селькупов, но и здесь молодое поколение не может похвастаться идеальным владением родной речью.

– Школа всегда готова помочь, – утверждает Зоя Владимировна, – но крайне важна в приобщении к родному языку позиция семьи. Если ребёнок сызмальства будет слышать родную речь, то вполне естественно, что он и будет говорить на нём. В классе ребёнок упорядочивает свои познания в родной речи. Он учится грамотно писать, свободно и красиво выражать свои мысли на родном языке.

Для этого Зоя Владимировна применяет на уроках игровые формы, нетрадиционные формы обучения. Каждый урок родного языка представляет собой одну из перекладин длинной лестницы по формированию языковой компетенции. Урок по развитию речи представляет собой тематическое, логическое, эмоциональное единство. В процессе активизации каждой усваиваемой на уроке дозы лексики, учащиеся овладевают навыками составления связной речи. В предыдущем учебном году ученики Зои Владимировны становились участниками творческих конкурсов этнокультурной направленности среди обучающихся. Так, ученица 7 класса Оля Ирикова приняла участие в окружном конкурсе «Мы говорим на родном языке» в номинации «Родной язык – мое вдохновение» и в региональном конкурсе «Язык наш веками отточен». Оля вместе со Златой Ириковой стали победителями школьного конкурса чтецов на селькупском языке. В школьном конкурсе «Знаток селькупских слов» победителями стали: Ирикова Злата (3 место), Баякина Анисья, Ирикова Надежда (2 место) и Ирикова Оля (1 место). Ученик четвёртого класса Карсавин Пётр принял участие в онлайн викторине по творчеству хантыйского поэта и писателя Романа Ругина «Северный край».

В заключении хочется сказать замечательными словами доктора педагогических наук, основоположника этнопедагогики Геннадия Волкова: «Человек должен воспитываться как представитель своего народа, своей культуры, но нельзя замыкаться только в своей культуре, развитие происходит только в интеграции культур, на основе общечеловеческих отношений».

Зоя Владимировна всегда болеет за интересы односельчан, пользуется уважением коллег, учащихся и их родителей.

 

 

Автор статьи: Майма Салиндер.

30.04.2019г.



Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!