Профессия – Мама.

Опубликовано Сергей -

1Вопрос о создании профессиональных приёмных семей не уходит с повестки. Изменить систему подбора и подготовки граждан, выразивших желание взять чужого ребенка, призван проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей».

Среди новшеств: исследования мотивации будущего опекуна, наличие у него соответствующего опыта и ресурсов для воспитания ребенка. Вводятся обязательное социально-психологическое тестирование и подготовка претендентов на опекунство и близкой родни, если таковая имеется, так и самого воспитанника. В ряде случаев на некоторые послабления могут рассчитывать родственники сирот.

Пока депутаты бьются над созданием новых законов, призванных обеспечить благополучное детство в семье для детей-сирот, приёмные мамы воспитывают малышей, даря им тепло и заботу. И большинство опекунов и приёмных родителей делают это ответственно.

Когда в семье – пополнение

Семья Шестаковых в Красноселькупском районе – одна из первых, кто своим примером показала: чужих детей не бывает. Ровно десять лет назад органами местного самоуправления было принято решение о передаче двоих малышей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание Шестаковым. На тот момент молодые родители воспитывали родных пятерых детей. Сегодня старшие ребята Аркадий и Валентин – совсем взрослые, самостоятельно трудятся и обучаются заочно в разных учебных заведениях. Получает образование в Тюменском колледже Леонид.    

Сейчас в родном доме, рядом с мамой школьники – Матвей, Степан, Егор, Паша и новые члены большой семьи – совсем ещё малыши Максимка и Лера. Так сложились жизненные обстоятельства, что брат с сестрой оказались в казённых стенах детского отделения райбольницы и приюта, а потом их могла бы ждать только дорога в детдом.          

– Поначалу мы со своими ребятами навещали детишек: ходили в детское отделение и приют, – вспоминает приёмная мама, – потом на старшую, Леру, оформили гостевой режим. Стали приглашать на выходные дни. Особых сложностей не возникало при общении, поскольку ребятишки коренной национальности. И это очень важно: у нас один менталитет, психология. Мне кажется, мы без слов понимаем друг друга. К тому же, я сама довольно продолжительное время жила в Тольке, людей знаю, жизнь нашу знаю. Всё-таки вот эти житейские знания, их ведь ни в какой книжке не почерпнёшь. Иной раз в прессе приходится читать, что для детей-сирот из числа северных народов трудно найти опекунов. Но это не потому что люди не хотят брать коренных ребятишек в семью, бывает, что и просто не могут. Разумеется, психологическая совместимость играет не последнюю роль. Всё же, как не крути, а генетическая память, память рода сильна. Старшие сыновья одобрили решение матери, а младшие сразу окружили Максимку с Лерой вниманием и заботой. Пройдя полагающиеся в таких случаях процедуры: сбор необходимых справок, документов, походы по врачам и т.п., Лилия Сергеевна приняла официально на воспитание ещё двоих детей.

Воспитание – по науке

Поднимать сразу девятерых детей – не каждому под силу. Даже став взрослыми, дети будут нуждаться во внимании. Старшие сыновья помогают, говорит мать, без их поддержки было бы всё гораздо сложнее. Аркадий и Валентин – опора семьи. В воспитании, утверждает Лилия Сергеевна, мелочей нет. Во главу поставлен чёткий распорядок, режим дня.

– Жизнь детей в доме должна быть обязательно упорядоченной, комфортной. К примеру, маленькие Максим и Лера укладываются спать в полдевятого-девять вечера, старшие – в десять. Для гаджетов, игр на компьютере стараемся ограничивать время, – рассказывает собеседница, – у каждого из ребят есть свои увлечения, любимые занятия. Есть у каждого и свои обязанности по дому. 

Кстати говоря, все дети в этой семье обучались и обучаются в детской школе искусств. Матвей закончил музыкальную школу по классу аккордеона, Паша учится игре на баяне, Стёпа осваивает струнные инструменты, а Егор делает успехи в художественном творчестве – учится рисованию. Вполне успевают ребята и в общеобразовательной школе. В начале обучения в школе были проблемы у одного из приёмных сыновей.

– Но только в начале, – опережает мой вопрос Лилия Сергеевна, – потом, после заключения пмпк, сын обучался по другой программе. Мы посещали с ним психолога, занимались с логопедом. Кроме этого, проходили ежегодно курсы лечения. Как не вспомнить с благодарностью Жанну Валериевну Рутчук, врача-педиатра, которая проводила лечение! Все эти меры позволили сыну выровняться в учёбе, развитии. Чему, конечно же, мы все очень рады. В прошлом году нас сняли с учёта у врача-специалиста. То есть сын полностью соответствует своей возрастной норме. Не могу не выразить слова благодарности и нашему школьному логопеду Алёне Владимировне Трофимовой. Она – профессионал в своём деле, и всегда её работа направлена только во благо ребёнка.                                                                                                                                                                     

– Многие родители, как показывает жизненная практика, почему-то крайне настороженно относятся к педагогическим консилиумам, к пмпк, – рассуждает собеседница, – на самом же деле, в этом ничего страшного нет, и уж явно вашему ребёнку не припишут то, чего у вас нет. Это помощь ребёнку в освоении школьных наук, в его всестороннем развитии. Как мама, конечно, всегда стараюсь выполнять рекомендации специалистов, педагогов. Всё должно быть для пользы детей.  

Общеизвестно, что дети из числа оставшихся без попечения родителей, мягко говоря, не блещут здоровьем. Сказывается всё-таки недостаток внимания и заботы в раннем периоде. Приёмная мама считает: чем раньше начать реабилитацию, тем успешнее будет результат. По поводу малышей мать получила консультации врачей-специалистов и уже в этом месяце решено начать лечение одного из ребятишек. Она уверена, что со всеми сложностями справиться удастся.

Фундамент для будущего

Приёмная мать активно контактирует с органом опеки и попечительства, соцзащитой. На всех ребятишек семьи заведены личные счета, куда поступают денежные средства, полагающиеся им согласно статуса. По правилам дети находятся на попечении приёмной семьи до совершеннолетия, а в случае обучения по очной форме в учебном заведении – до 23-х лет.

«Но это лишь на бумаге так», – говорит Лилия Сергеевна. – Понятно, что и в будущем мы всегда будем вместе, сколько бы лет детям не было.

Кстати говоря, рачительная хозяйка и добрая мама, в это самое будущее готова вкладываться. Все годы, пока жили в прежней квартире, семья высаживала огород, выращивали на своём участке зелень, морковь, редис и т.п. Дети с удовольствием трудятся на земле. Каждую осень всей семьёй отправляются на сбор ягод и грибов. Делают заготовки на долгую зиму: закрывают компоты, варят варенье и т.д. И эти полезные навыки пригодятся им во взрослой жизни, уверена мать.                                                                                                                          

Стёпа и Паша, начав самостоятельную жизнь, смогут рассчитывать на жилплощадь от государства. До совершеннолетия Максимки и Леры ещё долго, у них есть закреплённое жильё по прежнему месту жительства. Вопрос в том, в каком виде достанется оно детям? К сожалению, законодательством не чётко прописываются такие моменты, как содержание закреплённого жилья сирот, оплата за жилищно-коммунальные услуги, пока ребятишки не живут там. Остаётся только надеяться, что закон о профессиональных приёмных семьях всё-таки выйдет и будет близок к жизненным реалиям.  

 

Автор статьи: Майма Салиндер.

07.04.2019г.



Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!