Селькупский сюжет жизни.

Опубликовано Сергей -

1Весь мир устремляется к современным технологиям, а в таёжной Ратте, напротив, стараются сохранить традиционный уклад и ускользаю­щие в прошлое народные ремёсла коренных жителей. Если сегодня не переломить ситуацию, то завтра в лесу совершенно некому будет работать. Начинается необ­ратимый процесс и его остановить сможет только комплексная программа по поддержке КМНС – оленеводов и рыбаков. 

Большие проблемы малых народов вызывают серьёзное беспокойство у главы села Геннадия Карсавина – Я ведь сам двадцать лет в тайге в верховьях реки Таз на угодьях прожил, занимаясь тем, что мне хорошо знакомо с детства: охотой, рыбалкой. Чуть позже был лесником, – откровенничает руководитель муниципалитета. – И моя семья всегда рядом находилась. Я бы, наверное, и дальше остался, но детям пришла пора в школу идти, поэтому супруга и засобиралась в посёлок. А одному тяжело поддерживать таёжный быт. Без женщины, которая и обед приготовит, и постирает и тепло встретит после тяжёлого промысла, немыслима традиционная жизнь вдали от цивилизации. Следом и я перебрался в Ратту. Правда, олени у меня до сих пор есть, за ними родственники смотрят, но вернуться в родную среду обитания скорее всего уже не получится.

Геннадий Сергеевич сегодня с ностальгией вспоминает преж­ние времена, когда у него в хозяйстве паслось немалое оленье стадо, был план заготовок для сдачи в совхоз и уверенность в завтрашнем дне. Выполнил – получил деньги. Что нельзя сказать о сегодняшних таёжниках, которые всё чаще посматривают в сторону села, а порой и прямо заявляют руководству поселения: «Выживать непросто – придётся искать лучшую долю в Ратте». Их понять можно. Действительно, сейчас ужесточились правила рыболовства и охоты, что влечёт за собой определённые трудности. Лесным селькупам иногда проблематично добыть трофеи даже на пропитание, не говоря уже о продаже. Они всё ещё не могут привыкнуть к жёстким реалиям экономики. Доход у традиционников довольно скромный: «лесных» получают 3000 рублей и детские пособия – вот и весь бюджет. Да, действуют программы, по которым тружеников леса обеспечивают товарно-материальными ценностями, но такая помощь кардинально дело не меняет.

Если бы была возможность им зарплату выплачивать, при этом возлагая на них ответственность за результаты работы, допустим, поймать рыбу, собрать ягоду, добыть пушнину. Главное, чтобы они чувствовали свою востребованность, видели участие государства в их судьбе, а не перебивались бы компенсациями, – рассуждает Геннадий Сергеевич. – Это ли не стимул жить в тайге!? Как только вернем в нормальное русло традиционный уклад, объединив этнос трудом, тогда и наша семейно-родовая община «Хэндыя» получит возможности для развития. 

К сожалению, пока выход не найден, сценарий благополучия не разработан. Жизнь заставляет коренных народов покидать исконные места. Остаются верны своим традициям единицы, которые всё ещё основой быта считают оленя: он – и средство передвижения, и еда, и одежда. По последним подсчётам, в частных хозяйствах Ратты всего-то триста голов северных красавцев. В данный момент их и того меньше – хищники чуть ли не половину поголовья истребили. Нынче очень много волков развелось. Даже возле посёлка иногда бродили, устрашая своим воем жителей.

Но коренное население, кто в лесном царстве обитает, не боится диких зверей – оно смелое и трудолюбивое. Вокруг Ратты располагаются стойбища порядка десяти семей и нескольких одиночек-промысловиков. Зимой в избах живут, летом ставят чумы. Из них Баякины– самая многочисленная династия, представленная тремя поколениями. Эти закалённые севером люди, проживая в лесу, всё ещё трепетно оберегают землю предков, чтят обычаи и верят, что их угодья навсегда останутся надёжной крепостью. Природа подкупает их своей красотой и спокойствием. В тайге селькупы ощущают себя абсолютно свободными. Сами решают, что им делать и как организовать свой день. Из благ цивилизации там – электростанции, телевизоры, спутниковая связь, мобильные телефоны. Таёжники не оторваны от внешнего мира, они в курсе всех главных событий. Правда, сидеть перед голубым экраном совершенно некогда. Люди просыпаются ни свет, ни заря и на ногах до самой ночи. Только так можно в лесу выжить и обеспечить семью необходимым. Одновременно суровые селькупские мужчины готовятся к главному событию года – Дню оленевода. Лесные промысловики с нетерпением ждут его, тренируются, выбирают упряжки и стремятся показать в «олимпиаде кочевников» всю свою удаль, взяв при этом ценные призы. Национальный праздник, который в Ратте всегда отмечается широко, один из немногих факторов, поддерживающих многовековой стиль жизни селькупов. Но всё же светом в конце тоннеля может стать комплексная стратегия, которая бы помогла сохранить индивидуальность этноса, не дав слиться этой немногочисленной народности с большой и талантливой душой с другими нациями. И отвернуться от них сегодня означает поставить под сомнение общее завтра. Ведь «коренные» – это от слова корень. А без корней не вырастет и не станет плодоносным ни одно дерево.

 

Автор статьи: Надежда Лушкина.

18.01.2019г.



Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!